Esti libera. Быть свободным. Ваш личный путеводитель по миру свободы. Книга свободного человека. Философия и политика, экономика и мир искусства, социум и личности, наука и технологии - ничто не укроется от внимания.
X

фильтры:
Быть свободным
Атрибуты свободы
Наши проекты
Свинокот
Новости
Технологии
Интернет
Финансы
Копирайт
Творчество
 
X
X
БЫТЬ СВОБОДНЫМ


Шаманы XX-го века
1. Intro

Alex Sho 13.04.2016

У шамана три руки
И крыло из-за плеча
От дыхания его
Разгорается свеча
И порою сам себя
Сам себя не узнает
А распахнута душа
Надрывается, поет

У шамана три руки
Мир вокруг, как темный зал
На ладонях золотых
Нарисованы глаза
Видит розовый рассвет
Прежде солнца самого
А казалось, будто спит
И не знает ничего

Эдмунд Шклярский, группа «Пикник»


Шаманизм древнейшее мировоззрение человечества. Шаманы камлали, предсказывали, лечили на протяжении тысячелетий на всех континентах нашей планеты. Труден путь шамана и очень долго приходится учиться ему своему ремеслу и, одновременно, искусству. Не каждому это дано, но лишь избранным. Лишь тем, кто способен заглянуть в глаза своим самым глубоким и жутким страхам, сохраняя при этом присутствие духа. Лишь тем, кто способен рискнуть всем ради постижения истины. Лишь тем, кто встаёт на этот путь не для себя, но ради своих близких, своего племени. Лишь тем, кто делает свою жизнь заложником этого пути.

Путь шамана повторяет путь богов. Он начинается в нижнем мире, куда шаман спускается в поисках заболевших, потерянных душ своих сородичей, в поисках источников несчастий своего племени. Шаман встречается с жуткими и злобными духами и побеждает их. Потом путь его лежит через мир средний, наш мир. Разных духов встречает он. Одни помогают ему, а другие ему вредят и пытаются обмануть. Хитры, умны и изворотливы духи среднего мира. Но в конце концов и их одолевает шаман силой своего ума и духа. И вот он находит сложный и тернистый путь к верхнему миру. Царству полного согласия, творчества, искусства и гармонии. Огромно искушение остаться здесь навсегда, но не для этого пробивался шаман в верхние миры. Он пришёл сюда не искателем личной выгоды, но заступником своих близких и своего племени, ибо только могущественные и всеведущие существа верхнего мира способны помочь в самую трудную минуту. Необходимо любыми силами привлечь внимание всемогущих и все способы для этого хороши. Необходимо оторвать от их непонятных дел и заставить услышать вестника племени. Но в итоге шаман всегда возвращается домой. Всегда, кроме единственного раза, когда он понимает, что силы оставляют его и этот путь — последний...

По этому пути суждено пройти всем, но лишь единожды. Люди встают на этот путь от рождения, проходят нижние миры злобных духов, идут через миры хитрых и изворотливых духов среднего мира и уходят в неизвестное. Этот путь метафоричен. Он и есть метафора смерти и перерождения в другом мире, мире высшей гармонии, людям непонятной, а потому пугающей. И лишь шаману дано проходить по этому пути и возвращаться обратно. Каждое путешествие шамана — это смерть и перерождение. Именно поэтому так неизбывно глубок взгляд шаманских глаз. И именно поэтому ходит поверье, что в глаза эти лучше не заглядывать, ибо там — смерть и неведомое.

Почти у всех народов мира нижний, средний и верхний миры объединяет Мировое Дерево, по которому и путешествует шаман. Мировое Дерево незримо разрастается не только в пространстве, заполняя всё своими ветвями, не только прорастает из нижнего мира через мир средний в мир верхний, но также растёт оно из прошлого в будущее. Именно так Мировое Дерево, Дерево Жизни служит основой всему, везде и всегда, являясь метафорической Осью Мира. Иногда это Дерево представляют поваленным и тогда оно превращается в метафору Пути, который неизбежно придется пройти всем без исключения.

Мы кое-что знаем об этом Пути, кое-что знаем о некоторых духах, что встречаются нам. Знаем о нижних духах — инстинкты, импринтинги, архетипы коллективного бессознательного. Знаем о духах среднего мира — концепты архетипов, созданные нами гештальты, наш опыт и знания, которые одновременно обогащают и отягощают нас. Но о верхнем мире мы ничего не знаем и имеем лишь смутные гештальты, известные нам под названием богов или бога.
Шаманизм предельно синкретичен. Никаках разрывов в восприятии шамана нет. Он не знает всех этих терминов, они ему не нужны и они для него нелепы. Но он знает всех духов по именам, он видел их в лицо, он общался с ними, воевал с ними, побеждал и терпел поражения, он заглядывал в лицо каждому из ближних и видел все его лики в разных мирах. Души людей иногда распадаются и лишь шаман остаётся самим собой. Это не наши миры, мы просто увидели их отблеск и спешим как-то этот отблеск понять, описать и систематизировать. Но это те миры, в которых живёт и действует шаман. Таков его путь и такова его судьба.

Наступил двадцатый век. Век науки, технологий, век гремящего железа, электричества, атома. Остатки древнейших учений стали забываться и люди стали воспринимать их, как что-то причудливое, далёкое и редкое. Мы приняли на себя ярмо новых знаний, но не смогли рассчитать своих сил. Знание согнуло нас и исказило картину восприятия. Вместе со знанием мы нацепили на себя кучу стереотипов, штампов, предрассудков.
Возможно, древние шаманы могли бы предостеречь нас. Возможно, они просто указали бы нам, что духи среднего мира смущают и запутывают нас... Но древних шаманов больше нет с нами и предостеречь нас было некому. Мы пошли своим, новым, неизведанным путём.

Но человеческая природа плохо выносила такое ярмо и интуитивно попыталась вернуться к сбалансированному восприятию.
В 1938 году Альберт Хофман синтезировал препарат LSD-25.

После этого события стали развиваться по нарастающей. В 50-х годах авторитетная швейцарская фирма Sandoz начинает промышленный выпуск LSD-25, что в глазах научного сообщества придаёт препарату в некотором роде «официальный статус». Известнейшие психиатрические учреждения проводят эксперименты на животных и на людях.
В 60-х годах комплексные исследования препарата приобретают ещё больший размах. Проявляется интерес и к прочим психоактивным веществам — псилоцибин, мескалин, DMT и другим. Практически ни один крупный университет США не остаётся в стороне. Наиболее интересные и громкие результаты получают Тимоти Лири и Станислав Гроф.

Научные исследования - это вполне понятно. Но с чем в реальности столкнулись все эти учёные-шестидесятники? То, что они увидели, — потрясло их. Эти вещества полностью меняли восприятие мира. Они столкнулись с новым, необычным способом восприятия, который не хотел признавать никакой систематизации. Этот способ не поддавался строгим описаниям в рамках привычной научной методологии. И в самом деле, как можно описать то, чему невозможно сопоставить ни один специальный термин? Откуда брать слова?
Что было делать в этом случае, расписаться в собственной беспомощности? Нет, это было невозможно. Но настоящий учёный — это не поборник незыблемой догмы современного научного или любого другого метода, но Рыцарь Знания. Он видит свою роль и свой подвиг в том, чтобы добыть это знание для всех любой ценой.

Просто принимать все эти вещества и пытаться что-то описывать оказалось отвратительной идеей. Причем неважно, кто занимался описаниями, — испытуемый или испытатель. На выходе получался бессвязный бред. Стали возникать абсолютно нелепые теории, что эти вещества вызывают шизофрению и ничего более. Но это было полной ерундой и истинные ученые без труда находили серьёзные отличия этих состояний от шизофрении. Именно такие вот безответственные «эксперименты» и приводят к тому, что сейчас принято называть «наркоманией». Нужно было как-то всё это стабилизировать, необходимо было создать стержень, найти отправную точку, благодаря которой такие исследования вообще станут возможны.

И тогда вспомнили, что человеческая цивилизация издревле имела дела с психоактивными веществами, но к науке это не имело никакого отношения. Пейотль, ипомея, шалфей предсказателей, псилоцибиновые грибы и многие другие растения сопровождали шаманов в их загадочных путешествиях. Часто, но не всегда. И это один из важнейших моментов в понимании проблемы психоактивных веществ. Вдруг выяснилось, что употребление таких веществ сопровождается культурой и ритуалами, создававшимися тысячелетиями. Первым шагом было воспроизведение этой культуры. По понятным причинам полностью воспроизвести её не представлялось возможным, но что-то другое было сделано. Что-то лучше соответствующее нашему времени. И, начиная с этого момента, эти сумасшедшие ученые ступили на путь шаманов.

Они раз за разом отправлялись по пути перерождения в поисках Знаний для своего племени, подобно своим древним предшественникам. Они столкнулись с миром, где научная методология была неприменима. Пути шаманов и пути науки различны. Им предстояло выбирать.
Одни из них изо всех сил пытались свести полученные знания к известным способам систематизации. Другие полностью отказывались от привычных методов и создавали что-то совершенно странное. В любом случае то, что они получали в итоге, настолько мало было похоже на научные результаты, что вызывало оторопь и замешательство в научных кругах. Однако полученные ими методики, несмотря на сомнительное происхождение, — прекрасно работали! И это вызывало ещё большее недоумение. Эти методики стали называть «изменением» или «расширением сознания». Они, вместе с психоактивными веществами, стали проникать от университетских исследователей в студенческие массы и это вызвало феноменальные последствия.

Люди стали осознавать, что как никогда близко подошли к возможности гармоничного существования без войн и насилия. Как никогда близко подошли к вековой мечте человечества, о которой говорят большинство мировоззрений и религий. Всё что было нужно для этого — достичь внутренней свободы, изменяя своё сознание для достижения гармонии с окружающим миром. Идея была не нова. Даже коммунисты понимали, что не достигнут своего волшебного «рая», пока не произойдёт перелом в сознании людей. Только у коммунистов не было для этого подходящих инструментов и поэтому все их начинания превратились в издевательский фарс. А вот у студентов-шестидесятников такие инструменты были и они не преминули ими воспользоваться.

Эти движения росли, как снежный ком, на пике которого во второй половине шестидесятых оказались хиппи и в какой-то мере растафарианцы. Впервые за всю историю человечества назревала небывалая доселе революция без единой капли крови. Целое поколение стремилось к полному отказу от насилия, люди просто не хотели воевать. «Занимайтесь любовью, а не войной!» - призывали они.


Происходило нечто небывалое и это грозило пусть и бескровно, но разрушить существующий порядок. Однако социум имеет свойство сохранять своё равновесие, это свойство называется гомеостазом. Сильнейшим ингредиентом гомеостаза, его «консервантом» является власть. Авангардом консервативного ответа, призванного задушить и обескровить возникшие движения, стала администрация президента Ричарда Никсона, пришедшая к власти в 1969-м году.

Революционные настроения могут иметь разные причины и могут развиваться разными путями, однако душат их всегда одинаково. И в этом мы можем убедиться в настоящее время. Атмосфера лжи, обмана, слежки, гнилого ура-патриотизма — это не наше изобретение, ему многие сотни лет.
Основной инструмент — психоактивные вещества были объявлены нелегальными. Все вещества, без разбора доказанной полезности и эффективности, и сопровождающие их методики были полностью дискредитированы. Исследования в этой области были свёрнуты. Исследователи подвергнуты репрессиям и гонениям. Могучая государственная пиар-машина, накачанная миллиардными вливаниями, проделала фантастическую работу, последствия которой мы ощущаем и поныне. Первая бескровная революция была подавлена. Но без крови тут не обошлось. Вспомнить хотя бы загалочную череду смертей великих музыкантов нового поколения в 69-72-м годах. И это лишь верхушка айсберга. Пропаганда списывала эти смерти на наркотики, но ведь наркотики появились задолго до этого! Можно ли считать создание гнетущей и безысходной атмосферы, доводящей людей до самоубийства, преступлением? Если да, то в истории этого противостояния есть вполне конкретные преступники. И даже если они уже не смогут ответить за свои дела, то всё равно, имена их должны быть названы. Рано или поздно эти факты обязательно признают.
После Второй Мировой Германия, как единая культура, оказалось способной к признанию преступлений, к покаянию. Это был значительный и трудный шаг. Способны ли на подобное Соединенные Штаты?

Но в данном случае мы не будем подробно рассматривать этот процесс, нас интересует нечто другое. Кто были эти люди, которые породили столь мощное и необычное движение? Как горстка гарвардских профессоров смогла бросить вызов правительству Соединенных Штатов? Можно ли поверить в то, что это были заурядные наркоманы, которые ничего существенного за свою жизнь не совершили, как уверяет нас привычная пропаганда? Как людей с академическим образованием занесло на пути древних шаманов и как они повели себя на этих путях? Что они вынесли оттуда такого, что взбаламутило целое поколение многих стран и прокатилось валом по всему земному шару?

Вот именно на эти вопросы мы и попытаемся найти ответы в продолжении этой статьи.




Вы можете принять участие в создании ресурса Estilibera.org
Ваша помощь может оказаться решающей!
LocalBitcoins - лучший способ купить и продать биткоины. Регистрируйтесь и меняйте биткоины в любом городе мира!