Esti libera. Быть свободным. Ваш личный путеводитель по миру свободы. Книга свободного человека. Философия и политика, экономика и мир искусства, социум и личности, наука и технологии - ничто не укроется от внимания.
X

фильтры:
Быть свободным
Атрибуты свободы
Наши проекты
Свинокот
Новости
Технологии
Интернет
Финансы
Копирайт
Творчество
 
X
X
БЫТЬ СВОБОДНЫМ


Шаманы XX-го века
4. Роберт Гордон Уоссон

Alex Sho 30.04.2016
Первая часть - Intro
Вторая часть - Хофманн
Третья часть - Шульгин

Роберт Гордон Уоссон (1898 - 1986)

Если нашей целью является переосмысление древних культур, ритуалов, в связи использованием психоактивных веществ, то было бы совершенно несправедливо пройти мимо такого выдающегося исследователя, как Роберт Уоссон.
Необходимо заметить сразу, что он не был профессионалом в интересующих нас областях, но его увлечённость, энтузиазм, неистощимая энергия не могли остаться без внимания. Фактически, он стал предтечей исследователей, которые в области исследования сознания создавали методологию, альтернативную традиционной. Опираясь на свой богатейший опыт полевых исследований, которому могут позавидовать многие профессионалы, он обращал внимание на ограниченность методов познания, имеющихся в наших руках.

«Мы вступаем в обсуждение, в котором словарь английского языка, как и любого европейского языка, обнаруживает свои несовершенства. В них нет никаких слов, чтобы характеризовать это – 'грибное' (bemushroomed) – состояние, о котором мы будем говорить. На протяжении сотен, даже тысяч лет мы думали об этих вещах в терминах, сообразных алкогольному состоянию, и теперь должны разрушить оковы, созданные нашим 'алкогольным' наваждением. Мы все волей–неволей заключены в тюремные стены нашего повседневного словаря. Развивая навык выбора слов, мы можем распространять принятые значения, чтобы охватить обладающие некоторой новизной чувства и мысли, но, когда состояние сознания крайне отличается от обычного, будучи полностью новым, тогда все наши старые слова не подходят. Как вы расскажете человеку, слепому от рождения, что значит видеть?»
«Эти трудности коммуницирования порождали некоторые забавные ситуации. Два психиатра, принявшие гриб и знающие свои переживания во всей их полноте, подверглись критике в профессиональных кругах за то, что перестали сохранять 'объективность'. В итоге, все мы разделились на два класса – тех, кто принял гриб и был дисквалифицирован из–за субъективности своего опыта, и тех, кто не пробовал гриб и был дисквалифицирован за полное отсутствие знаний о предмете!»

Биография Роберта Уоссона и насыщенность его необычной жизни впечатляет. Путешествия по Америке и Европе, служба радистом в американских экспедиционных войсках во Франции, обучение журналистике в Колумбийском университете и Лондонской школе экономики, работа репортёром, журналистом, помощником редактора в ведущих американских изданиях, и в конечном итоге великолепная карьера в знаменитом банке J.P. Morgan & Co., который он оставил в возрасте 65-ти лет в должности вице-президента.

Но это были лишь внешние приметы жизни, которые не относились к его истинному и всепоглощающему увлечению. А это — совершенно отдельная история.
В 1926 году Роберт Уоссон женился в Лондоне на уроженке Российской империи Валентине Павловне Геркен. Это была связь на всю жизнь. Однажды его супруга нашла в горах грибы похожие на те, которые росли на её родине. Роберт, человек чрезвычайно любопытный, поразился разнице в восприятии грибов у русских и англосаксов.

«Тем, кто не знает эту историю, будет интересно узнать, как моя жена, педиатр, и я, банкир, взялись за изучение грибов. Моя супруга – русская и, подобно всем своим соотечественникам, с молоком матери впитала основательный запас эмпирических знаний о распространенных видах грибов и любви к ним, удивительной для нас, американцев. Подобно нам, русские любят природу – леса, птиц и дикие цветы. Но их любовь к грибам – иного порядка, это интуитивное убеждение, страсть, недоступная пониманию.»

Этот случай стал основой для всепоглощающего увлечения всей жизни. Увлечение грибами трансформировалось в исследование психоактивных грибов, растений и их места в различных этносах. Фактически Роберт Гордон Уоссон стал родоначальником направления исследований, известное ныне как «Этномикология».
Было совершено множество экспедиций в самые разнообразные места планеты и написано множество работ, которые получили всемирное признание. Многие из них написаны в соавторстве с такими выдающимися профессионалами в своих областях, как профессор Роже Хейм, миколог и директор Национального музея естественной истории в Париже, и знаменитый химик Альберт Хофманн. И Роже Хейм и Хофманн сопровождали Роберта Уоссона в некоторых его экспедициях.

Очень похоже на то, что Роберт Уоссон был первым из представителей западной цивилизации, кто принял участие в закрытой грибной церемонии племени масатеков и первым, кто обнаружил таинственный «шалфей предсказателей» (лат. Sálvia divinórum) .

Пытаясь систематизировать результаты своих исследований, Уоссон ввёл термины «микофобы» и «микофилы», разделив этносы на две группы. И в своих экспедициях, и с помощью филологических исследований он искал причины принятия и отторжения культуры употребления психоактивных грибов.

«Многие наблюдали это специфическое отношение к грибам у европейских народов. Некоторые микологи англоговорящего мира яростно выступали против этого общего предубеждения нашей расы, надеясь тем самым ослабить его власть. Напрасные надежды! Нельзя вылечить перелом пластырем.»

«Наш метод заключался в рассмотрении всего, что имеет отношение к грибам. Мы собирали слова, обозначающие грибы на каждом из доступных нам языков, и изучали их этимологию. Иногда мы отвергали общепринятые представления о происхождении слова и разрабатывали новые, как в случае самого слова 'гриб', а также слова chanterelle (маленький желтый гриб, по–французски также называемый girolle, по–немецки Pfifferling). Мы быстро обнаруживали метафоры в таких словах, метафоры, которые бездействовали в некоторых случаях тысячи лет. Мы искали значение этих оборотов речи. Мы искали грибы в пословицах Европы, в мифах и мифологии, в легендах и волшебных сказках, в эпосе и балладах, в исторических событиях, в лексиконах непристойных и скабрезных слов (обычно избегаемых лексикографами), в произведениях поэтов и романистов. Мы были крайне внимательны к тому, положительную или отрицательную ценность имеют грибы в этих словарях, выражена ли в этих словах микофилия или микофобия.»


Наиболее нашумевшая гипотеза Роберта Уоссона изложена в работах «Сома: божественный гриб бессмертия» и «Что такое сома арийцев?». В них он блестяще развивает мысль, что основой для легендарного напитка богов, который упоминается не только в древнеиндийской, но и в античной мифологии, вероятнее всего были психоактивные грибы. Наиболее вероятным кандидатом на эту роль он рассматривает обычный красный мухомор (лат. Amanita muscaria).


Рассуждения выглядят весьма основательными, однако есть и существенные возражения. Никто не собирается подвергать сомнению психоактивные свойства мусцимола и иботеновой кислоты, содержащихся в мухоморе, но побочные явления при употреблении мухоморов столь опасны, что это вызывает множество вопросов. Если и существовала культура приготовления и употребления мускариновых мухоморов, то в настоящее время она совершенно и бесспорно утеряна, что ставит под вопрос принципиальную возможность доказать гипотезу Уоссона. Самодеятельные эксперименты в этом направлении чрезвычайно опасны и стоит предостеречь всех от действий в этом направлении.
Что бы не встречалось вам в современной литературе — при любых подобных экспериментах вы будете иметь дело не только с психоактивными веществами, но и с очень опасными ядами. Это негодный путь.

Чрезвычайно интересны исследования Уоссона псилоцибиновых грибов и связанных с ними культурных особенностей этносов Мексики и Южной Америки.

«Божественный гриб знакомит нас с экстазом. Вся Ваша душа захвачена и потрясена, затем Вас охватывает трепет, охватывает страх, что Вы никогда не сможете вернуть привычное равновесие. В конце концов, кто захочет чувствовать чистый ужас или перейти вон через ту дверь в Божественное Присутствие?.. Несколькими часами позже, на следующее утро, Вы уже можете идти работать. Но насколько незначительной кажется Вам работа при сравнении ее со знаменательными событиями той ночи! Если это возможно, то Вы предпочитаете оставаться близко к дому и, произнося изумленные восклицания, обмениваться впечатлениями с теми, кто пережил с Вами событий той ночи.»

«То, что сегодня считается простым наркотиком, триптамином или производным ЛСД, было для них потрясающим чудом, вдохновляя их на поэзию, философию и религию. Возможно, при всех наших современных знаниях мы больше не нуждаемся в божественных грибах. Или мы нуждаемся в них больше, чем когда–либо? Многих потрясло, что даже разгадка тайны религии может быть сведена к простому наркотику. С другой стороны, наркотик остается столь же таинственным, каким и был всегда… Из простого наркотика приходит невыразимое, приходит экстаз. Это – не единственный случай в истории человечества, когда низменное рождает божественное. Перефразируя священный текст, мы бы сказали, что этот парадокс – то, о чем трудно рассказать, но он единственный заслуживает того, чтобы в него все верили.»


Тем не менее, очарование от воздействия на сознание этих удивительных «божественных грибов» ничуть не мешало ему совершенно трезво и жёстко оценивать культурный аспект этого процесса и все ограничения, которые он налагает.

«В течение более четырех столетий индейцы глубоко в сердцах хранили божественный гриб, защищая драгоценную тайну от осквернения ее белыми людьми. Мы знаем, что сегодня есть много курандерос (curanderos), кто продолжает практиковать этот культ, каждый – в меру своих сил и возможностей, некоторые – будучи непревзойденными артистами, выполняют древнюю литургию в отдаленных хижинах перед маленькими группами. Со временем они умрут и, поскольку местность не является изолированной, культ исчезнет. Они очень недоступны, эти курандерос. Почти никто из них не говорит по–испански. Выполнение ритуала перед чужаками они считают профанацией. Они откажутся даже встречаться с вами, а уж тем более – обсуждать тему грибов и исполнение культовой церемонии для вас. Не думайте, что это – вопрос денег: 'Мы не делаем это за деньги', – сказала Гвадалупе, после того как мы провели ночь с ее семейством и курандерой по имени Мария Сабина. (Для тех, кто знает масатеков, это заявление будет тем более примечательно: деньги трудно достать в Сьерра Масатега, и масатеки печально известны своей жадностью.) Возможно, вы выучите имена огромного количества известных курандерос, и ваши эмиссары даже будут обещать привести их к вам, но вы будете их ждать и ждать, а они так никогда и не придут. Вы пробежите мимо них на рынке, и они будут знать вас, но вы не будете знать их. Судья в ратуше может быть тем самым человеком, которого вы ищете, и вы можете проводить с ним время днем, но все же никогда и не узнаете, что он – ваш курандеро.»

«В Мексике шаманы (курандерос) и их преемники знают, какие растения являются галлюциногенными. В стране масатеков курандерос определяют дозу, которую человек примет. За все время моего пребывания в Мексике меня постоянно предупреждали, что божественные грибы muy delicados ('очень опасны'), и их потребление ограничено многими табу, различающимися в разных деревнях (некоторые табу весьма неудобны и произвольны). Как я уже говорил выше, у индейцев нет зависимости от растений, с которыми они обращаются с уважением, и я знал некоторых индейцев, которые, будучи алкоголиками, принимали грибы только однажды в жизни. Они говорили о грибах с почтением, но не стремились к повторному их принятию. В течение ночной сессии курандеро (или курандера) внимательно наблюдает за теми, кто принял галлюциноген, и быстро действует при появлении признаков расстройства. Информаторы рассказывали, что человек не имеет права покинуть дом (хижину с одной комнатой) при каких бы то ни было обстоятельствах, пока продолжается действие растения. При этом всегда остаются один–два человека, не принявших галлюциноген, которые охраняют участвующих в церемонии от любых вмешательств извне и… изнутри. Впоследствии те из участников, кто во время церемонии шептался между собой, меняли показания о событиях данной ночи. Почти все, кто разделил с сообществом чувство единства, близости с другими, провели вместе незабываемые часы.»


Лучше многих Роберт Уоссон понимал, что воздействие психоактивных веществ на сознание не может быть отделено от культуры, которая этот процесс сопровождает. Этот феномен много больше и шире понятия заурядного «опьянения», он требует чрезвычайно внимательного и пристального изучения.
И Роберт Гордон Уоссон был ярчайшим из предтеч этого направления исследований.




Вы можете принять участие в создании ресурса Estilibera.org
Ваша помощь может оказаться решающей!
LocalBitcoins - лучший способ купить и продать биткоины. Регистрируйтесь и меняйте биткоины в любом городе мира!