Esti libera. Быть свободным. Ваш личный путеводитель по миру свободы. Книга свободного человека. Философия и политика, экономика и мир искусства, социум и личности, наука и технологии - ничто не укроется от внимания.
X

фильтры:
Быть свободным
Атрибуты свободы
Наши проекты
Свинокот
Новости
Технологии
Интернет
Финансы
Копирайт
Творчество
 
X
X
БЫТЬ СВОБОДНЫМ


Геометрия геополитики
2
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лайяй»
Осколки.

Alex Sho 29.02.2016
Первая часть

Итак, какие страны в противостоянии между творческим началом и стремлением к гомеостазу занимают различные позиции? Какие проявляют творческий подход, какие стремятся к консерватизму, государственности, а какие сохраняют баланс?

Баланс
Наиболее ярким представителем Баланса на сегодняшний день безусловно является Китай. И это вовсе не странно, ведь Баланс — это тысячелетняя парадигма Китая. Очень яркое отражение Баланс находит в древнейшем традиционном учении Китая — даосизме. Символ Инь и Ян без всяких комментариев демонстрирует внутреннюю сущность Баланса.


Баланс проявляется буквально во всём с древнейших времён.
С одной стороны отсутствие ярко выраженной агрессии и экспансивных устремлений, а с другой способность сохранить свои границы и ассимилировать многочисленные полудикие орды захватчиков.
Государственная структура всегда была строго иерархична и консервативна, но и здесь мы находим противовес — с древнейших времен существовала система экзаменов Кэцзюй, благодаря которой каждый взрослый мужчина теоретически мог стать сановником. И эта система сильно ослабляла пассионарные движения, поскольку предоставляла талантливым и амбициозным людям возможность продвижения вне зависимости от происхождения.

Порох, ракеты, огнестрельное оружие, печатный станок, сложнейшая механика, - все эти опорные точки развития Западного мира были известны в Поднебесной намного раньше, но не послужили источником взрывного технологического роста. Технический путь развития был принесен в жертву Балансу.
Не всегда и не всё было стабильно в истории Китая. Но он всегда восстанавливался. Вот и теперь Китай тряхнуло на стыках веков при взрывном переходе к режиму НТП(научно-технического прогресса).
НТП, спровоцированный западной цивилизацией, в единый момент сделал Поднебесную мировым аутсайдером. Но там, где Запад внезапно выбился в лидеры, Китай лишь на время отстал. Но надолго ли?
В настоящее время отставание ликвидируется методично и последовательно. Впечатляющий экономический рост Поднебесной — тому подтверждение. Совершенно неожиданно Китай стал мировой фабрикой для производства технологичной продукции и обладает экономикой, невероятным образом сочетающей колоссальный объём и фантастическую скорость роста.

Экономическое чудо? Ничуть. Всего лишь обретение привычного Баланса. В современных условиях ограниченные политические свободы компенсируются прекрасным экономическим климатом, либеральностью и стабильностью законов, которые этот климат обеспечивают. Экономический рост неизбежно приведет к повышению общего образования и Баланс в Китае начнёт менять свой характер. Будет найдено новое равновесие между творческим потенциалом, обеспечивающим постепенное развитие социума, и стремлением к гомеостазу.

Такой подход может показаться очень разумным и привлекательным, но не стоит на это покупаться. Китайская политэкономическая картина - это осколок общемировой и отражает все её проблемы в полной мере. Китайское стремление к балансу — это способность найти лучшую и наиболее выигрышную позицию в обречённом на распад социуме и как можно дольше сохранять статус-кво без радикальной перестройки.
В этом смысле способность Поднебесной сохранять баланс и обеспечивать живучесть распадающегося социума делают её самым опасным противником творческого начала, призванного радикально преобразовать социальные отношения.

Поднебесная, в своем стремлении к балансу, лучше прочих формирует на бессознательном уровне тот центр симметрии, который определяет противостояние творчества и сохранения. Именно этот центр и является своеобразной границей, точкой противостояния, которое определяет политэкономическую картину любого государства и, как следствие, геополитическую картину в целом.

С одной стороны этой границы находится некоторое относительно устойчивое состояние, что-то вроде потенциальной ямы, характеризующееся консерватизмом, стремлением к гомеостазу, преобладанием властного волюнтаризма, сакрализацией законов. Эта «потенциальная яма» обеспечивается архетипами Власти, Стабильности, Сохранения.
С другой стороны находится Творчество. В истории Китая существование этого центра притяжения обусловлено тысячелетиями развития культуры, искусства, философии. Этот центр притяжения обеспечен архетипами Созидания (творец, демиург), Плодородия (мать, рождение нового или обновленного), Преодоления (герой, добывающий или открывающий новое) и т.п.

Интересно, что Поднебесная почти в равной мере присутствует в каждом из этих центров. И в этом смысле эта страна совершенно уникальна.

Гомеостаз
Не следует считать, что попадание в ловушку консервативного равновесия полностью купирует противовес, творческое начало. Это не так. Если бы такое случилось, то это означало бы полный распад государства, прекращение его существования. Просто этот противовес становится «размазанным», размытым, плохо различимым.
Существует значительное количество государств, которые угодили в потенциальную яму гомеостаза и, как следствие, медленной, но неуклонной стагнации. Это жёстко тоталитарные государства, ярчайшим представителем которых является, например, КНДР. И это запрещенный и отвергнутый всем прогрессивным сообществом ИГИЛ, идея которого проявляется в извращенном ультраконсервативном понимании ислама. Это и попавшая в ловушку властного волюнтаризма и коррупции Венесуэла.
Но все эти страны находятся на периферии современного внимания. На центр консервативного мировосприятия с наибольшим правом претендует, несомненно, Россия. Именно эта страна находится в реальном центре современного представления консерватизма и обеспечивает противостояние не столько своей военной или экономической мощью, сколько своим общим имиджем.
Думать, что это является достижением последних лет, было бы ошибкой. Достаточно вспомнить, что вплоть до революции прошлого века Россия имела устойчивый образ мирового жандарма.


В первую очередь европейского жандарма. И даже после революции не слишком далеко ушла от этой роли. Сейчас мы наблюдаем возврат к привычной роли и привычным архетипам.

На внутренней арене это выражается в сакрализации власти, законов при одновременном их вырождении. Размыванием творческого начала, стремлением к формализации. Признаки «размытости» творческого противовеса не сложно найти в политике - оппозиция не в состоянии осознать своё место в обществе и даже договориться между собой. Противостояние властям редко носит систематический и осознанный характер и осуществляется бессистемно, лишь только по отдельным моментам, что находит отражение в критике отдельных персонажей, законов. Это может казаться очень смелым, но, по сути, является пустым звуком.

Ситуация России осложнена попаданием в «автоматическую петлю». Стагнация и застой очень легко оправдываются стремлением к «сохранению устоев» и это находит отклик на бессознательном уровне. Эти архетипы ковались столетиями. Во всём виновата пропаганда? Не совсем. Эта ситуация похоже на «чесать там, где чешется». Основная причина — невежество. Система образования была подорвана в девяностые по сугубо экономическим причинам и именно на волне невежества расцвели старые архетипические концепты, заменяя образование, творческое и разнообразное восприятие мира штампованными стереотипами.
И даже тот, кто создает пропаганду, пиар-менеджер, - вовсе не креативен. Он бежит в том же самом беличьем колесе, что и мы с вами. Все пиар-ходы диктует ему не творческое воображение, а всего лишь дежурный штамп из бесконечной очереди. А штампов этих в наших головах навалом.
И вот из масс-медиа хлынул поток стереотипных помоев, промывая мозг даже тем, у кого там что-то оставалось. Почему это никого не возмущает? Потому что это возвращение к привычному! Обратите внимание, в царской России униформу имели буквально все — от школоты, дворников и почтальонов до государственных служащих! И после революции именно в этом смысле Россия изменилась крайне мало. Идеальный мир Угрюм-Бурчеева.

Консерватизм прорастает по всем направлениям. Медленно, но неотвратимо закрываются границы, усиливаются меры по слежке и контролю за людьми всеми доступными способами. Полным ходом идёт вымывание мелкого, а уже и среднего бизнеса, крупный же встраивается во властную вертикаль. Ограничиваются свободы, бешеные темпы набирает запрещение доступа к информации, к интернету. Расцветают милитаристские замашки, на фоне общего упадка вливаются немыслимые деньги в армию.
И всё это, как водится, происходит под флагами сохранения устоев, патриотизма, повышения народного самосознания, национальной гордости и прочей белиберды, которой и места-то не должно быть в современном обществе.

Но самое интересное происходит на международной арене.
Российские власти и по самостоятельному желанию и с полного одобрения подавляющего большинства россиян, попавших в «автоматическую петлю» гомеостаза, проводят жёсткую политику, обусловленную консерватизмом, поддержкой «закона»! Это вовсе не «хитрая политика мистера Путина», а естественный и единственный вектор внешнего воздействия, доступный России, в силу той потенциальной ямы, в которую она угодила.

На международной арене в настоящий момент Россия полностью реализует образ «хранителя устоев», «мирового жандарма» и преуспевает в этом! Россия ведёт себя строго последовательно и формально. И поэтому так легко обыгрывает все западные демократии, политика которых размыта и не имеет чётко обозначенного вектора.
Противодействие администрации Порошенко имеет абсолютно железобетонное основание — формально его администрация не легитимна! И это факт, ведь смещение Януковича сопровождалось запредельным количеством нарушений, в том числе и конституционных.
Сирия? Можно сколько угодно рассуждать о моральной стороне вопроса, но формально — Россия единственная страна, имеющая право на ведение боевых действий в Сирии, поскольку действует там с одобрения законного правительства, как бы это правительство себя не дискредитировало.
Россия строго последовательна и это находит отклик у многих в мировом сообществе.

Размытая политика Запада, его неспособность жёстко определить и принять свои приоритеты даёт в руки России мощнейшее оружие для манёвра.
Прецедент с Косово разом дал России карт-бланш на политику в отношении Абхазии, Северной Осетии и Крыма. И опять можно сколько угодно рассуждать о моральной и «понятийной» стороне вопроса, утверждать, что это «разные вещи», но с формальной точки зрения спорить тут абсолютно не о чем.
Самое смешное, что Россия вовсе не ведёт какую-то «хитрую» и «изобретательную» внешнюю политику. Россия просто последовательно отыгрывает роль «законника», «мирового жандарма» и успехи ее на внешней арене вовсе не ее заслуги. Её заслуги — это неспособность западных демократий реализовать свой потенциал.

Творчество
Творческую сторону нашего противостояния отыгрывают западные демократии. Именно на этой стороне были созданы и изменили сознание сотен миллионов людей институты демократии. Именно на этой стороне произошла и перевернула всё с ног на голову научно-техническая революция. Именно здесь появился и пошёл шагать по планете семимильными шагами Интернет. И криптовалюты, новый фантастический прорыв в организации социального взаимодействия, появились именно здесь.
Определять какую-то одну страну в качестве примера не имеет особого смысла. С нашей точки зрения они различаются по большей части размерами экономик и имеют не слишком существенные внутренние разногласия между собой. Указывать на США нет особого смысла и поэтому гораздо удобнее продолжать пользоваться термином «западные демократии».

Именно западные демократии, безусловно, обеспечивают творческую составляющую интересующего нас противостояния.
Однако, в последнее время наблюдается явное и неуклонное сползание властных институтов в сторону гомеостаза, своеобразное «размывание» творческого вектора. Здесь мы можем наблюдать не имеющую прецедентов в прошлом тотальную слежку за рядовыми гражданами и даже руководителями государств, усиление контроля финансовых потоков с сопровождающим разрушением ликвидности денег, травлю сторонников конституционных свобод ( Д.Ассанж, Э.Сноуден ) совершенно абсурдное и неоправданное усиление копирайтных законов. Основная идея ясна и нет особого смысла перечислять все печальные тенденции современных западных демократий.

Всё это говорит нам о том, что существующая организация социума терпит серьёзные проблемы и нуждается в серьёзной реконструкции.
И тогда возникает очень существенный вопрос — почему баланс противостояния до сих пор не рассыпался? Каким образом он удерживается, если творческая сторона противостояния терпит такие серьёзные проблемы? Ответ довольно прост — это уравнение решается за счёт фантастической экономической мощи этого фрагмента социума. Западные демократии не до конца потеряли свою творческую направленность, она расслоилась, «размазалась», но экономически это мощнейшая сила. Таким образом мы и получаем этот вектор в нашем уравнении противостояния.
Но необходимо заметить, что сформирован он негодным, экстенсивным способом.

Именно эта двойственность, попытка сохранить творческий потенциал с одновременным тяготением к гомеостазу, размывает внешнеполитические приоритеты и мешает выработать чёткую и последовательную политику. Многие замечали, что западные политики выглядят часто нелепо и довольно бледно, вынуждены прибегать к маловразумительным многословным пассажам и постоянно совершают довольно двусмысленные поступки.
Это не совсем их вина. Это также результат функционирования социума. Результат «размывания» творческого начала в «западной» бессознательной парадигме.

А чтобы лучше понять, как работает весь этот механизм, то нам необходимо взглянуть на лидеров государств. Но сделаем мы это в следующей части...




Вы можете принять участие в создании ресурса Estilibera.org
Ваша помощь может оказаться решающей!
LocalBitcoins - лучший способ купить и продать биткоины. Регистрируйтесь и меняйте биткоины в любом городе мира!